Русский шансон — это жанр, олицетворяющий душу и дух народа, его радости и печали

Характеризуется глубокими текстами, проникнутыми жизненной мудростью, часто о любви, утрате, судьбе и жизненных невзгодах.

Музыка сочетает в себе элементы романса, блатной песни, фольклора, джаза. Сложно сказать точно, когда появился шансон, как явление. В мире - в конце 19 века. Но мировое понятие шансона далеко от того, чем он стал в России. Здесь же, шансон как жанр появился в суровых 90-х, когда такое понятие как “блатная песня” смешалась с “шансоном” - то есть музыкой о жизни.

Почему шансон стал именно таким?

Легенды гласят, что шансон в том виде, в котором мы его знаем, зародился в кабаках Одессы. В тот период еще носящей звание “бандитской”. Да и период в истории был такой, что криминал для многих стал шансом на выживание. Маленькие городки часто оказывались под пятой местных криминальных лидеров, а в тюрьмах происходила постоянная “текучка кадров”. В это шальное время кто-то слушал Цоя, кто-то ДДТ, а чья-то душа требовала тюремного блюза и романтики, а значит - шансона. Если начиналось это течение как городская песня, то получив вливание блатняка, военных и даже эмигрантских тем, оно превратилось в русский шансон, каким мы знаем его сегодня. Говорят, даже само название “шансон” применялось к арестантской песне для того, чтобы несколько облагородить сам стиль.

Кто они - звезды шансона?

Среди самых знаменитых представителей - Владимир Высоцкий, Розенбаум, Иосиф Кобзон, Игорь Крутой и другие. Многие называют в рядах основателей Вертинского и Петра Лещенко, но они ближе к эстраде чем к тому стилю, который мы сегодня называем шансон. Но невозможно говорить шансон, и не упомянуть о короле этого жанра - Михаиле Круге, и его спутнице в жизни и наследнице после его кончины - Ирине Круг. Эти двое и создали фактически жанр, вдохновив десятки последователей.

Михаил Круг

Его творческий путь начался в 1980-е годы, когда он выступал на улицах Москвы с гитарой. Он пел о жизни, любви, дружбе, разочарованиях и надеждах. О реальной жизни простых людей, их радостях и горестях. Среди всем знакомых его треков - "Владимирский централ", "Магадан", "Девочка-пай". Эти песни стали народными хитами и до сих пор звучат на радиостанциях, и что самое интересное - их мелодии знают не только поклонники шансона, но и широкая публика. Такой всеобъемлющей была слава Круга.

Что интересно, несмотря на часто блатную тематику его песен, что, собственно, является центральной темой русского шансона, сам Круг не просиживал штаны годами в тюрьмах. Был в армии, работал водителем, потом начал пробиваться на радиостанции. Но, видимо, круг общения, умение слушать и понимать, что сегодня нужно публике, а еще - талант превратить историю в песню, трогающую сердца - вот что помогло ему оказаться на пьедестале.

Смерть Михаила Круга в 2002 году стала несомненной потерей для музыкального мира, но его творчество остается живым и вдохновляет многих.

Ирина Круг

Ее творческий путь начался трагически - со смерти любимого человека. Ирина была с Михаилом всего 2 года, но до сих пор называет этот период самым счастливым. Начать петь ей предложили в память о погибшем муже. Как дань тому, кто ушел слишком рано, она исполнила несколько лирических песен, которые раньше пел сам Круг.

Публика приняла ее тепло, и она осталась на сцене, пытаясь погреться в лучах славы мужа и продолжить его дело. Ирина считается классикой женского шансона, а среди самых успешных треков ее можно выделить "Пой, гитара", "Тебе, моя последняя любовь", "Напиши мне", "Я жду". Все они удостоились престижных наград. Кстати, мы нашли неплохую подборку ее лучших треков тут - https://mp3.ai/artist-yryna-kruh/.

Ирина не только быстро закрепилась на сцене сама, но и помогла попасть в радиоэфиры нескольким перспективным исполнителям, например, Алексею Брянцеву. Она записала с ним несколько трогательных дуэтов. Ее голос вообще выгодно звучит с мужскими тенорами и баритонами, поэтому часто можно увидеть ее новые коллаборации, скажем, с Исламом Итляшевом.

Значение русского шансона трудно переоценить. Он служит зеркалом национальной культуры, отражает настроения и переживания людей, их радости и скорби. Этот жанр музыки не только развлекает, но и дает уроки жизни, утешает и вдохновляет, создавая особую атмосферу и обогащая культурное наследие России. Этот жанр настолько полюбился, что блатные песни можно сегодня услышать с самых значимых сцен страны. Да и молодежь не отстает. Возможно сегодня шансон уступает дорогу гангста-рэпу, но классика остается классикой.